Информация для использования в образовательных целях
для учеников ДШИ, изучающих классическую гитару
Начинающим гитаристам
Музыкальные термины
Музыкальные термины – неотъемлемая часть нотной записи, это пояснения композитора к музыкальному произведению. Термины академичны – не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны. основа современного исполнительского искусства.
Темпы
Уточнения
Динамика
Динамические темпы
Штрихи
Характер исполнения
Свободное обращение с темпом
Прочее
Теория
Длительности
Длительность — свойство звука, зависящее от продолжительности колебания источника звука. Абсолютная длительность звука измеряется в единицах времени. В музыке важнейшее значение имеет относительная длительность звуков. Соотношение различной длительности звуков, проявляющееся в метре и ритме, лежит в основе музыкальной выразительности.
Целая нота/пауза: Самая длинная длительность. В такте 4/4 она занимает всё пространство (4 доли).
Половинная нота/пауза: В два раза короче целой. В такте 4/4 занимает половину такта (2 доли).
Четвертная нота/пауза: В два раза короче половинной. В такте 4/4 занимает четверть такта (1 доля). Это основная единица измерения для многих музыкальных размеров.
Восьмая нота/пауза: В два раза короче четвертной. В такте 4/4 занимает половину доли (0.5 доли). Часто объединяются по две или четыре "вязкой" (прямой линией).
Шестнадцатая нота/пауза: В два раза короче восьмой. В такте 4/4 занимает четверть доли (0.25 доли). Часто объединяются по две, четыре или восемь.
Это можно представить как деление пирога:
1. Разрезаем большой пирог (целая нота) на 2 равные части (половинные).
2. Каждую половинную разрезаем еще пополам (четвертные).
3. Каждую четвертную разрезаем пополам (восьмые).
4. И так далее.

Помимо основных длительностей, существуют дополнительные знаки, увеличивающие длительности нот.

Точка. Точка увеличивает длительность на половину. Она ставится справа от ноты.
Две точки. Увеличивают длительность наполовину и на четверть от её основной длительности.
Лига. Если нужны другие варианты длительностей, используется так называемая лига — вогнутая линия, которая связывает две ноты одной высоты. Извлекается звук в том месте, где встретилась первая нота (вторая нота не извлекается). В итоге длительность будет равна сумме длительностей обеих нот, связанных лигой.
Фермата. Фермата обозначает неограниченное увеличение длительности. Обозначается дугой с точкой в центре изгиба. Фермата может быть изогнута вверх, если расположена над нотой и изогнута вниз, если расположена под нотой.

От произвольного (условного) деления основных длительностей образуются ритмические группы; к ним относятся дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и др...
От произвольного (условного) деления основных длительностей образуются ритмические группы; к ним относятся дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и др...
Легкие аккорды на гитаре для начинающих
Аккорд на гитаре и вообще в музыке – это созвучие из 3-х и более звуков. Аккорды из 3-х звуков называют трезвучиями. С них и стоит начать.
Различают трезвучия мажорные и минорные. Мажорные звучат светло и радостно, а минорные темно и лирично, печально.
Теория и практика аккордов выглядят сложнее. Но сейчас мы не будем углубляться в эту тему, чтобы никого не запутать и не отвлечь от главной задачи.
Мажорные и минорные трезвучия разной высоты обозначают по нижнему звуку. Его называют основным тоном или басом
Буквенные обозначения аккордов на гитаре
Пожалуй, каждому знакомы слоговые обозначения звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Для освоения гитарных аккордов пригодится еще знание буквенной системы, которая часто применяется в музыкальной практике. Каждому слогу соответствует буква латинского алфавита: ДО – C, РЕ – D, МИ – E, ФА – F, СОЛЬ – G, ЛЯ – A, СИ – B.
Мажорное трезвучие обозначают большой буквой. К названию минорного добавляют малую букву «m», что означает moll (минор). По буквенной системе трезвучие ми мажор называется E («э»), а трезвучие ля минор – Am («а эм»).

Для начала нужно освоить популярные аккорды с помощью аккордовых схем: это специальные картинки аккордов на гитаре для начинающих.
Как читать схемы аккордов для гитары.
Внешний вид схем может немного отличаться, но в целом они похожи. Обычно на схеме есть 6 линий, которые обозначают 6 струн гитары: 1-я – самая тонкая, 6-я – самая толстая. Гитарный гриф имеет вертикальное (как на картинке ниже), либо горизонтальное (как будто мы смотрим на него сверху) расположение. Также на схемах обозначают лады, струны и пальцы (аппликатуру).
На данной схеме видно, что трезвучие C играется на первых 3-х ладах на 2, 4 и 5-ой струнах. При этом 1 и 3-я струны не зажимаются, а 6-я вообще не участвует. Открытые струны, которые не нужно зажимать, обозначены кружочками, а та струна, которая не должна звучать, отмечена крестиком.
Отдельно следует сказать про обозначение гитарной аппликатуры, то есть о том, какими пальцами какие струны зажимать. Вот как соотносятся пальцы левой руки и номера на схемах: 1 – указательный палец, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец.
Вот как выглядят эти три популярных аккорда на гитаре для начинающих на схемах.
Сначала научитесь играть аккорды медленно и правильно! Струны должны звучать хорошо: без дребезга и глушения. После отработки отдельных аккордов и их соединений, стоит поиграть вот такие последовательности: Am-Dm-E-Am, Dm-G-C-Am, Em-C-G-D. Они вам непременно пригодятся, ведь на них основано немалое количество песен.
Сразу заучивайте наизусть правильную аппликатуру. Она наиболее удобна. Это позволит вам быстро наращивать скорость исполнения.
Как только вы научитесь брать аккорд правильно, отвыкайте смотреть на руки: играйте не глядя.
Статьи о гитаре и музыке
Специфика обучения музыке с учётом возрастных особенностей обучающихся
В данном докладе речь пойдет о том, чему музыкант в определенном возрасте не может научиться, и чему может научиться, какие ограничения накладывает на нас возраст, есть ли физиологические ограничения в разных видах деятельности музыканта.

Возрастные особенности играют важную роль в любом образовательном процессе. В области музыкального образования возраст имеет принципиально важное значение, в этой связи понимание возрастных особенностей и возможностей ученика может оказать значительное влияние на улучшение качества учебного процесса. В отношении возраста в музыкальном образовании существует две основные теории:
1. Первостепенное значение имеет не столько возраст, сколько способности и трудолюбие;
2. Возраст накладывает значительные ограничения на возможности музыканта.
Здесь важным будет раскрыть понятие «Музыкальный резервный потенциал», который понимают как неиспользованную часть фундаментальной музыкальности и общих музыкальных способностей, которыми в большей или меньшей степени обладают все люди. Он может быть активирован или развит практически в любом возрасте и создает базовый ресурс для музыкальной деятельности.
Также нужно рассмотреть такое понятие, как ритмы головного мозга, поскольку оно очень тесно связано с привязкой развития навыков к возрасту. Существуют различные виды ритмов головного мозга. В стандартном состоянии человека чем ниже частота, тем более это похоже на медитативное состояние, подсознание, работу на неосознанном уровне. Научные исследования доказывают, что у детей мозг работает на более медленных скоростях, чем у взрослых, они сложнее включаются в мыслительный процесс. Это одно из дополнительных доказательств того, что дети до определенного возраста, физиологически не способны развивать композиционные навыки. Потому что композиция – это работа не только творческая, но и высокоинтеллектуальная. Простую мелодию с аккомпанементом с обычными гармоническими или ранее слышанными оборотами ребенок может придумать, но сочинить серьезное, масштабное, содержательное произведение, он не может по определению. Здесь многие могут вспомнить про Моцарта и многих других композиторов, сочинявших с 5-7 лет. Однако все ранние сочинения, даже великих гениев представляют собой музыкальный конструктор, отражающий мелодии и гармонии, окружавшие юного композитора, но не глубокое осмысленное полотно, отражающее сложные понятия человеческого бытия. На всякий случай уточню, речь идет не о том, что ребенок не в состоянии сочинять мелодию, как раз наоборот дети любят сочинять мелодию, или подбирать, особенно если это в игровой форме, но все равно это музыка примитивного содержания, потому что ребенок в раннем возрасте не может понимать, что такое любовь, что такое патриотизм, и прочие сложные философские темы человеческого бытия. Детям понятно, что такое колыбельная или что-то там про птичек, а сложные темы им просто неподвластны. Равно как и неподвластны им гармонии, наполненные драматизма. Во всей мировой практике нет ни одного примера музыки, сочиненной ребенком, которая была бы композиционной.
Также существуют несколько исследований доказывающих, что во взрослом возрасте практически невозможно развить абсолютный слух, в то время как способные дети могут овладеть им, даже до того момента, как развили речь. Кроме того, детям гораздо проще и физиологически легче развивать технику игры. Как правило, по прошествии возраста 10, максимум 15 лет человек не может стать виртуозным исполнителем. Это очень важное ограничение для взрослых: нельзя развить технику игры до виртуозности и мастерства, после того как мы перешли фазу 10-ти-15-ти лет максимум. Не известны случаи мировых исполнителей, виртуозов, которые бы начали заниматься музыкой после 15-ти-16-ти лет. Возможно, существует какая-то статистическая уникальность, но нормативно это невозможно, так устроена физиология. Поэтому для развития виртуозных исполнительских навыков техникой нужно заниматься как можно раньше (с 3-х-4-х лет до 10-ти-11-ти лет – это идеальный возраст). Это один из плюсов заниматься в детстве развитием техники, когда мозг не работает еще достаточно рационально на уровнях альфа и бета – не скучно играть гаммы и отрабатывать приемы, это все кажется каким-то магическим и можно часами сидеть заниматься, взрослому, например очень сложно взять и заставить себя часами заниматься техникой.
Важнейшее влияние оказывает и возрастное психоэмоциональное состояние учеников. Подростки, например воспринимают все близко к сердцу, из-за гормональных изменений в организме, и могут вообще легко бросить заниматься музыкой, особенно если начали учиться в подростковом периоде, когда еще у них не наработана элементарная база. И ни для кого не секрет, что дети до достижения подросткового возраста, наиболее всего склонны воспринимать игровые формы работы, у них много энергии. И поскольку в их мозгу ещё не сформировалось такое понятие как «надо», они скорее ориентируются на желание, любовь к процессу музицирования. И лишь со временем музыка, постепенно становящаяся частью их жизни, превращается в потребность, ради которой они способны отказаться от игры и развлечений. В то же время взрослый человек, искренне стремящийся к овладению инструментом, чаще всего ограничен не только физиологией, но и временем, которое он может уделять собственному самосовершенствованию.
Также возраст накладывает серьёзные ограничения на репертуар исполнителя. Речь идет не только о техническом мастерстве, но и содержательной стороне музыкальных произведений. Как известно, даже обладая выдающейся техникой, ребенок не способен в совершенстве исполнить сложные философские концептуальные сочинения, поскольку не в состоянии понять контекст. В то же время, человек, начавший заниматься музыкой в зрелом возрасте, будет понимать содержательную сторону, но не будет способен справится технически.
Развитие техники на практике разнится с учениками разного возраста. В моей практике дети не испытывают особой неприязни к гаммам и упражнениям и воспринимают их как нечто само собой разумеющееся, чтобы усилить интерес детей, можно устроить небольшие конкурсы внутри класса, где каждый выбирает гамму по желанию и старается исполнить ее лучше всех. Такие конкурсы можно завершать совместным чаепитием. Следует добавить, что при работе с детьми, в случаях, когда необходимо простимулировать их усердие, полезно применять систему поощрений. Особенно важно держать тесную связь с родителями, похвалы и поощрение которых создают дополнительный интерес к занятиям.
Для взрослых мотивацией к исполнению упражнений может стать желание исполнить какое-либо конкретное произведение. Часто бывает так, что взрослые приходят на занятия с запросом на конкретный репертуар. В таких случаях на примерах можно объяснить, что результатом исполнения определённых упражнений станет исполнение желанного произведения. Очень большое значение для взрослых учеников имеют публичные выступления и возможность проявить себя, поэтому в данном случае важна организация их выступлений, пусть даже на небольшой сцене. Возможно исполнение совместно с педагогом, который играет более сложную или ведущую партию. На такие концерты можно приглашать исполнителей на других инструментах и пр.
Подводя итог вышесказанному, отметим следующие тезисы:
• Детство и юность – это период, в котором наибольший успех достигается в таких областях как техника, слух, общая музыкальность. При их планомерном развитии возможна реализация музыканта не только как исполнителя, но и создателя музыкальных произведений;
• Развитие дирижерских навыков – лучший возраст от 40 лет в отношении мыслительных способностей, однако же пластика рук к данному возрасту утрачивается.
• Относительный музыкальный слух, при наличии способностей, можно развить любом возрасте;
• чувство ритма – в любом возрасте;
• понимание музыки – чем старше, тем лучше люди понимают музыку, во взрослом возрасте, музыканты, когда не могут технически что-то исполнить, они заменяют это глубиной исполнения, большей осмысленностью и осознанностью, большей продуманностей деталей, то есть выигрывают тем, что осмысляют музыку на более высоком уровне.
Таким образом, не существует иных ограничений, кроме тех, которые наложены на нас физиологией. Одной из наиболее важных причин, тормозящих музыкальное развитие, считается отсутствие мотивации. Не получая быстрых или желаемых результатов, ученик утрачивает интерес. Однако любому профессионалу понятно, что стремление и регулярный труд могут показывать поистине удивительные результаты. В то время как даже при наличии выдающихся способностей, не подкреплённых регулярным трудом, успешное становление музыканта не представляется возможным.
Мотивация учащихся в обучении игре на гитаре в ДМШ и ДШИ
Мотивация ученика – один из важнейших вопросов педагогики. Как заинтересовать ребёнка с увлечением заниматься музыкой, и в дальнейшем, чтобы он не утратил эту заинтересованность? Нужно понимать, что не важно, сколько времени и усилий потребуется для освоения данного предмета, если это действительно нравится ученику. В пример можно привести известную фразу, которую приписывают Достоевскому: «Человек находит время для всего, что он действительно хочет».
В современной методической музыкальной литературе большое значение уделено вопросам организации учебного процесса, подборки репертуара и его разучивания, а также исполнительскому анализу музыкальных произведений. В целом, мотивация, как психофизиологический процесс, достаточно хорошо разработана в общей педагогике, в то же время, очень мало исследований посвящено проблеме мотивации именно к музыкальным занятиям.
При подготовке доклада были систематизированы знания о мотивации детей к занятиям музыкой и их дальнейшее обобщение.
Прежде всего необходимо обратиться к семантике (раздел лингвистики, изучающий смысловое значение единиц языка). Термин мотивация имеет широкое значение и его активно применяют в таких науках как социология, педагогика, психология, философия. Впервые термин «мотивация» встречается в работах немецкого философа А. Шопенгауэра, где он описывается как внутренняя причина, отражённая в поступках человека. Отдельно стоит отметить, что в философии мотивация рассматривается как процесс мыслительный, в то время как в психологии понимается как бессознательное явление.
Очень интересными в рассмотрении данного вопроса будет соотношение терминов «мотив» и «потребность», ведь в основе любого мотивационного побуждения лежит потребность. В частности, отечественный психолог В.И. Селиванов рассматривает потребность как относительно устойчивые и постоянные желания, а мотив, как временное и недолговечное явление, не связанное с потребностями человека.
Всякий раз, когда речь заходит о мотивации, как о причинно-следственном процессе, следует понимать, что данное явление имеет внешние и внутренние формы, где внутренние объясняются, как психологическое свойство субъекта, а внешние, как условия и обстоятельства деятельности человека.
Обратимся к определению термина «мотивация». Наиболее подходящей для музыкального исполнительства является характеристика мотивации как процесса, побуждающего двигаться к поставленной цели, и фактора, определяющего поведение и побуждающего к деятельности.
Советский психолог К.К. Платонов, полагал, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов. Очевидно, что сама сила мотивов в учебной деятельности различается в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Все мотивы делятся на две категории: внешние и внутренние.
Внешние появляются вследствие влияний родителей, педагогов, окружения и проявляются в форме предъявляемых требований, намёков, указаний, просьб, и договорённостей. В целом такие мотивы действенны, но бывают не согласуются с мнением самого ребенка, воспринимаются им как принуждение. По этой причине внутри ученика может нарастать сопротивление, которое, впоследствии перерастает в полное отсутствие интереса к предмету или, что хуже – в стойкую неприязнь.
Внутренняя форма мотивации имеет первостепенное значение, поскольку исходит от самого ребёнка и связана с его личными желаниями и потребностями. Если взрослый человек может принудить себя к действию благодаря осознанию важности какого-либо дела, то ребёнок, в силу возраста, не способен осознать и оценить дальнейшие перспективы и пользу от занятий музыкой. Однако, сопряжённые с музыкальными занятиями трудности он встречает ежедневно и это, во многом, перевешивает другие факторы.
По этой причине решающее значение имеют не внешние мотивы, а глубинные желания самого ученика, на которые он всегда найдет силы и время.
Мотивы учебной деятельности можно разделить на три группы:
1. Непосредственно-побуждающие мотивы, которые основаны на эмоциональных проявлениях личности (это положительные или отрицательные эмоции). Здесь важна подача самой информации, влияние личности педагога, страх перед плохой оценкой или желание получить одобрение или признание. Можно привлечь ученика посредством красоты звучания инструмента, указать на широкие возможности применения инструмента, на исключительную роль музыканта-исполнителя в современном обществе, обозначить себя (педагога), как носителя ценной информации.
2. Перспективно-побуждающие мотивы – основаны на понимании значимости знания в целом и учебного предмета в частности. Осознание социальной, идеологической, практической ценности предмета, определенных знаний, умений и навыков; связывание изучаемого предмета с будущей самостоятельной жизнью (выбор будущей профессии); ожидание в будущем получения наград, признания; или же – развитое чувство долга и ответственности. Преподавателю следует разъяснить пользу именно музыкального образования и его влияние на работу мозга (работа обоих полушарий, развитие образного мышления, воображение, моторика и т. д.), рассмотреть профессию музыканта как успешную, обрисовать перспективы, возможности (интерес публики, слава, признание, путешествия).
3. Интеллектуально-побуждающие мотивы – основаны на получении удовлетворения от самого процесса познания: любознательность, интерес к знаниям, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными навыками и умениями, интерес к самому процессу решения учебно-познавательных задач. Можно обратить внимание ученика на разнообразие применения гитарной музыки, её универсальность, рассмотреть особенности исполнительства на инструменте: приемы, репертуар.
Многие преподаватели постоянно встречаются проблемой снижения интереса к музыкальному инструменту, так как ребенок не сразу понимает, что этапы освоения инструмента очень трудны и нужна ежедневная практика.
На начальных этапах формирования интереса важно прибегать к успешности. Ученику желательно давать заведомо лёгкие задания, но, чтобы он сам не знал об этом. После успешных выполнений легких задач и последующей положительной реакции от педагога, ученик получает позитивные эмоции, они фиксируются у него в сознании и в конечном счёте ассоциируются с процессом музицирования. Важно понимать, что несвоевременное усиление нагрузки или чрезмерное усложнение материала может вызвать отторжение.
Стимулировать интерес ученика можно при помощи правильно подобранного гитарного репертуара согласно вкусам и предпочтениям ученика, поэтому педагоги постоянно находятся в поиске современных популярных композиций. Также важно, по возможности, использовать современные технологии: компьютеры, планшеты, смартфоны, интернет, программные продукты для создания музыки, а также программы и приложения для развития нотной грамоты и слуха, нотные редакторы, аудио и видео аппаратуру и всякие современные гаджеты.
Не менее важно, чтобы сам преподаватель как можно чаще исполнял композиции самостоятельно в цельном варианте, чтобы ученик слышал правильную игру, видел грамотную и удобную посадку, наблюдал различные виды гитарных техник на практике. Многие преподаватели в музыкальных школах зачастую пренебрегают этим методом.
Важным явлением для повышения интереса к инструменту и к учёбе является также ансамблевое музицирование. Приучать ребёнка к работе в ансамбле лучше с самых начальных этапов. С первых шагов стоит осваивать игру в ансамбле «учитель-ученик», это способствует проявлению любознательности, у ученика растет чувство уверенности в себе.
В качестве репертуара в данном случае берутся простые одноголосные партии. Лучше всего брать известные мелодии (можно саундтреки), желательно еще предоставить ученику возможность выбора наиболее интересных ему композиций.
Именно при игре в ансамбле у ребёнка могут исправиться такие недостатки как неумение держать ритм, нестабильность в ритме, слабость и вялость звука. Как следствие, у учеников повышается ответственность, чувство товарищества, каждый начинает отвечать друг за друга.
Многозначащим фактором для поддержания интереса к учёбе является доверительное отношение ученика и учителя. В некоторых случаях, если ребёнок воспитывается в многодетной семье, где родители, в силу большой загруженности не могут уделять ребёнку большое количество времени, или ещё хуже, в неблагополучной семье, то ребёнку нужно предоставлять возможность выполнять домашние задания и заниматься на инструменте в школе в не учебное время. Ученик всегда должен видеть, что преподаватель всегда готов помочь ему в трудных ситуациях.
Огромную роль также играет исполнительная практика. Каждому творческому человеку, а тем более ребёнку, нравится чувствовать себя артистом, получать похвалу от зрителя, выражать свой талант на публике, поэтому нужно почаще делать родительские собрания, на котором ученики могут выступить перед родителями, проводить концерты отделения. Особенно важно на начальных этапах обучения проводить прослушивания в игровой форме. Более подготовленные ученики могут участвовать во всевозможных музыкальных конкурсах и концертах. Благодаря этому у них появляется «спортивный» (соревновательный) интерес, а также расширяется кругозор, репертуар. Закаляется характер, появляется желание чаще и продуктивнее заниматься.
Самым мощным импульсом к занятиям на гитаре, являются родители, которые должны активно интересоваться успехом ребенка, хвалить и поощрять его, ведь если родители заинтересованы в музыкальном образовании, то ребенок будет учиться на совесть. Поэтому на самых ранних этапах родителям необходимо разъяснить, что занятия музыкой дисциплинируют, приучают к труду. Обучение в музыкальной школе обеспечивает широкий круг общения, воспитывает характер и волю. Родители должны уметь объяснить ребёнку, что для достижения результата нужно много и плодотворно трудиться. Некоторые преподаватели приглашают родителей, чтобы они присутствовали на первых занятиях.
Факторами, которые снижают интерес ребёнка к музыке, можно считать высокую нагрузку в общеобразовательной школе, расхождение потребностей ребёнка с программой Детской Музыкальной Школы, отсутствие поддержки родителей, слишком трудный или неинтересный учебный материал, отсутствие контакта с педагогом.
Кроме того, теоретические дисциплины музыкальной школы, преподаются зачастую без конкретной специализированной направленности, то есть, будь ученик народник или струнник, информация подается, в целом, одинаково. Как следствие, не наблюдая связи теоретической дисциплины со своим инструментом, ученик не осознает её важности, и может терять к ней интерес. Здесь преподаватель по гитаре должен брать инициативу в свои руки и на уроках специальности указывать учащемуся на важность освоения теоретических дисциплин, на их взаимосвязь с гитарным исполнительством.
Очевидно, также, что мотивация к исполнительству у детей меняется с течением времени. Для детей младшего возраста очень важны именно начальные занятия, когда необходимо наладить контакт с учеником, не нагружать его, проводить занятия в игровой форме. Дети, приходя в музыкальную школу, полны оптимизма и верят в свои собственные силы. Они действительно полны желанием показать своё умение играть на инструменте, но очевидно, что у них не всё будет получаться. В данном случае не стоит опускать их «с небес на землю». Важно продлить это светлое устремление, ведь именно окрылённое чувство помогает достигать больших результатов, заставляя всё больше трудиться.
В подростковом возрасте происходят изменения в мышлении, в каждом конкретном случае это происходит индивидуально. В связи с интенсивной энергией, повышенной активностью, осознанием собственного Я, подростки зачастую становятся более эмоциональными, критичными, резкими. При грамотном подходе эти качества преподаватель может использовать в положительном ключе. Вследствие того, что подросток начинает продвигать свои интересы, показывать новые способности и возможности, у него возникает острая потребность в достижении результата, начинает изменяться отношение к отметке. В целом оценка мотивирует ученика к дальнейшим результатам, при условии того, что тот будет объективно и справедливо воспринимать свою оценку, тогда он сможет рассматривать свои недостатки, тем самым улучшая свою учебную деятельность.
Справедливой оценкой для подростка можно считать ту, которая рассматривает не только полученный результат, но и усилия, которые были вложены самим подростком. Это не должно зависеть от его отношений с педагогом (симпатий и антипатий) или от его поведения. Важно сформировать у подростка позитивную и устойчивую самооценку личности, дать возможность ощутить веру в собственные силы. Благодаря этому начнут формироваться навыки самоконтроля и психологической устойчивости (например, во время экзаменационного волнения). Подросток начнёт «расти» в собственных глазах. В данный период для педагога максимально важно проявлять большой такт и уважение к личности подростка.
Итак. Основные причины отсутствия мотивации у детей: одноликость форм на занятиях, обширность и сложность репертуара, необходимость продолжительных ежедневных занятий за инструментом, высокая нагрузка в общеобразовательной школе, переутомление и лень, обязанность выполнения домашнего задания к фиксированному сроку, проблема публичного выступления (ученик может быть психологически не готов к нему).
Факторы, которые способствуют усилению мотивации ученика: создание приятной психологической атмосферы в классе, дружелюбные отношения между преподавателем и учеником, развитие навыка самодисциплины и самоконтроля, участие ребёнка в нетрадиционных видах урока (урок-диалог, урок-лекция, урок-игра и т. д.), сотрудничество с родителями на протяжении всего обучения и обдумывание дополнительных рычагов для стимулирования ребёнка к дальнейшим знаниям.
Очень важный момент заключается в том, что многое зависит от квалификации и мастерства преподавателя, от его умения сделать учебный процесс творческим, интересным и плодотворным. Нужно постоянно находиться в поиске таких новых форм и способов обучения, которые могут помочь учащемуся добиться успехов вне зависимости от уровня его одаренности.